Салынский Афанасий Дмитриевич

 

Родился в многодетной семье 9 сентября 1920 года в г. Смоленске. Воспитывался матерью (отец умер в 1923), пережил голодное детство. Старший брат и родной дядя Салынского в 1930-е были репрессированы. Окончил среднюю школу в Смоленске. С юных лет работал попеременно на заводе, шахте, стройке. 18-летним юношей был принят во вспомогательный состав и студию Смоленского областного драматического театра. Одновременно печатал статьи и заметки в местной газете «Большевистская молодежь», куда вскоре перешел на постоянную работу. В 1940 был призван в армию, начало войны встретил в литовском г.Шяуляй.

С 1942 по 1946 служил ответственным редактором красноармейской газете «За Советскую отчизну». Война не только выявила литературное призвание Салынского, но и дала, по его словам, «направление дальнейших творческих поисков — лет примерно на двадцать пять вперед». В послевоенные годы (1946-1954) жил в Свердловске (ныне Екатеринбург), работал редактором в издательстве, корреспондентом журнала «Огонек» по Уралу, «писал очерки, статьи, сценарии документальных фильмов».

Первые пьесы Салынского — «Дорога первых» (1949), «Опасный спутник» (1952) — выросли из его производственных очерков и были посвящены судьбам уральских горняков и шахтеров. Появившись на сцене Свердловского драматического театра, они неожиданно для автора привлекли внимание центральной печати, а затем и столичных театров. С одобрительными рецензиями на свердловский спектакль «Дорога первых» выступили Б.Н. Полевой в «Правде», А.В. Караганов в газете «Советское искусство». Важное значение для начинающего драматурга имел отзыв Н.Ф. Погодина: «"Дорога первых" — хорошая пьеса, вот настоящий жизненный сюжет и много таланта. Будет писать!». Вскоре первая пьеса Салынского была поставлена Московским драматическим театром, а «Опасный спутник» — Малым театром (1954, реж. А.А. Гончаров). Успех писателя в немалой степени был обусловлен его отходом от известных канонов «бесконфликтной» драматургии конца 1940-х — начала 1950-х; характеры основных персонажей его пьес (например, инженеров Селихова и Корчемного в «Опасном спутнике») раскрывались для зрителя не сразу и даже в некотором противоречии с первоначальным о них впечатлением.

С поступления в 1954 на Высшие курсы Литературного института им. М. Горького начинается московский период творческой биографии Салынского. Его новая драма «Забытый друг» (1955) — о судьбе безвинно осужденного во время войны советского офицера, вернувшегося из лагеря, — поднимала актуальную для тех лет тему попранной справедливости, очищения нравственной атмосферы в обществе. Поставленная на сцене МХАТа (1956), она находилась в одном ряду с пьесой «Персональное дело» А. Штейна, фильмом «Чистое небо» Г. Чухрая, хотя и не стала столь же известной. По свидетельству Салынского, его пьеса через некоторое время была снята с репертуара, т.к. показалась «несвоевременной» одному из тогдашних высокопоставленных руководителей. Кое-какие мотивы «Забытого друга» отзовутся в 1970-е в фильме «Белорусский вокзал» А. Смирнова и В. Трунина. В следующей своей пьесе «Хлеб и розы» (1957), написанной к 40-летию Октября, Салынский обратился к историко-революционному сюжету о жизни алтайской коммуны, организованной питерскими большевиками в первые годы Советской власти. Однако желание автора создать народно-героическую драму в традициях К. Тренева, Н. Погодина, В. Вишневского не было подкреплено в данном случае соответствующим уровнем разработки сценического действия и характеров.

Широкую известность Салынскому принесла драма «Барабанщица» (1958), посвященная годам Великой Отечественной войны. В основе ее — ситуация «двойной» жизни героини Нилы Снижко, молодой советской разведчицы, вынужденной «быть врагом среди своих». Отвергаемая всеми, кто ее окружает, в т.ч. и дорогими ей людьми, она, вопреки сложившимся обстоятельствам, выполняет свой долг до конца. Подобное самопожертвование придавало сюжету пьесы, по ощущению ее автора, «нечто похожее на библейский мотив. Праведница и толпа». Из многочисленных сценических интерпретаций образа Нилы ближе всего к замыслу драматурга подошла, по общему признанию, Людмила Фетисова в спектакле ЦТСА (1958).

В 1964 на основе драмы Салынского была создана опера «Ценою жизни» (композитор А. Николаев). Впоследствии Салынский обращался к военной теме в пьесах «Камешки на ладони» (1965) и «Спасение» (1985), где ему удалось создать ряд оригинальных образов советских воинов и разведчиков (Вережников, Бесавкин, Плескач и др.). В этих пьесах, как и ранее в «Барабанщице», отчетливо проявилась характерная особенность драматурга: судьбы героев войны неизменно связаны у него с проблемой доверия к человеку, с решительным неприятием подозрительности, казенного равнодушия, фальши в отношениях между людьми. Даже в произведениях Салынского о современности — сатирической комедии «Ложь для узкого круга» (1963), психологической драме «Долгожданный» (1975) и других — минувшая война неизбежно вторгается в действие, память о ней служит мерилом нравственной сущности персонажей.

После «Барабанщицы» Салынский постепенно становится видным литературным деятелем: секретарь правления СП (с 1959), председатель Всесоюзного совета по драматургии театра, кино и телевидения, главный редактор журнал «Театр» (1972-1982), неизменный докладчик по вопросам драматургии на многих писательских съездах и пленумах. Такое положение закрепило за ним репутацию «государственного драматурга», который, однако, был способен на неожиданный поступок: по утверждению А. Смелянского, Салынский «был единственным, кто "воздержался", когда А. Солженицына изгоняли из Союза писателей. Впрочем, это не изменило упомянутой репутации Салынского, подкрепленной в значительной мере его собственным творчеством. Во второй половине 1960-х ведущее место в пьесах Салынского заняли образы секретарей обкомов и райкомов, проблемы партийной деятельности, которые, при всей их кажущейся новизне, освещались в привычном для советской литературы духе: хорошие коммунисты-руководители противопоставлялись не очень хорошим или откровенно плохим (комедия «Мужские беседы», 1967; драма «Мария», 1969, и др.). Прикосновение к данной теме обернулось для автора неожиданным осложнением: доведенный до генеральной репетиции спектакль «Мужские беседы» в Московском театре им. Е. Вахтангова (реж. Р.Н. Симонов) из-за якобы чрезмерной его остроты не был разрешен к выпуску. Эта неудача в какой-то степени была предопределена несогласованностью проблематики и жанра пьесы: попытка обсуждения серьезных вопросов партийной и хозяйственной жизни в комедийном аспекте явно не получилась у Салынского. Зато его пьеса «Мария», премьера которой состоялась в Московском театре им. В. Маяковского (1970, реж. А.А. Гончаров), не только заполнила сцены большинства театров страны, но и по-своему способствовала возрождению «производственной» темы в драматургии 1970-х (пьесы И. Дворецкого, Г. Бокарева, А. Гельмана и др.). Писатель не закрывал глаза и на некоторые тревожные симптомы советской действительности тех лет. В пьесе «Летние прогулки», поставленной Малым театром (1974, реж. Л. Хейфец), он запечатлел специфическое и отнюдь не безобидное общественное явление, определенное им самим как «нравственное отшельничество».

Завершающий этап творчества Салынского открывает драма «Молва» (1980), в которой писатель, верный идеалам социалистической революции, сумел взглянуть на некоторые ее стороны критическим взглядом. Прослеживая судьбы основных персонажей пьесы — землеустроителя Али Батюниной и телефонного мастера Ивана Шишлова, занятых преобразованием маленького пос. Птюнька в «светлый город», Салынский стремился извлечь актуальные уроки из российской истории первых лет нэпа. Творческой удачей драматурга, по мнению критики, явился образ Шишлова, беспартийного энтузиаста, строителя нового быта, мечтающего, в духе героев Андрея Платонова, «преобразовать солнечный свет в радостную энергию души». За бескорыстной революционной одержимостью этого героя автор разглядел и представил зрителю социально опасный тип «неистового ревнителя», идущего к своей цели ложным путем, в конце которого — неизбежная трагедия. Постановка «Молвы» А.А. Гончаровым в Театре им. В. Маяковского и И. Унгуряну в ЦТСА стала заметным явлением театральной жизни начала 1980-х. Чуть позже пьеса была удостоена Государственной премии СССР по литературе (1984). Некоторые произведения Салынского данного периода не привлекли внимания столичных театров, но были поставлены на периферии: драма «Спасение» — в Ярославском театре им. Ф. Волкова (1985), комедия «Воздушный поцелуй», где автор по-своему продолжил тему «лжи для узкого круга», — в Челябинском театре им. Цвиллинга (1988). Последнее из опубликованных драматических сочинений Салынского — одноактная пьеса «Сегодня я стану женщиной». Писатель активно работал и в кинодраматургии, по его сценариям были сняты фильмы «Хлеб и розы» (1960), «Человек с будущим» (1961), «Взорванный ад» (1967), «Сибирячка» (1972), а также телесериалы «Личное счастье» (1976), «Шофер на один рейс» (1981).


Пьесы

 

Киносценарии


Литература

Салынский, Афанасий Дмитриевич. Пьесы / А. Д. Салынский; вступ. ст. Н. Громова. – М.: Искусство, 1966.

Биографические справка // Новые пьесы. – М.: Искусство, 1958. – С. 87.

Краткие биографические сведения // Современная драматургия. Кн. 3. – М.: Искусство, 1957. – С. 128.

Салынский Афанасий Дмитриевич. Т. 22. РЕМЕНЬ-САФИ // БСЭ / гл. ред. А. М. Прохоров. – Третье изд. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С. 518.

Трофимов, И. Салынский А. Д. // Трофимов, И. Писатели Смоленщины / И. Трофимов. – М.: Московский рабочий, 1973. – С. 259–261. : портр.

Громов, Н. Афанасий Салынский / Н. Громов // Театр. – 1965. – № 6. – С. 68–74.

Громов, Н. Идеи и образы драматургии А. Салынского / Н. Громов // Салынский, А. Пьесы / А. Салынский. – М.: Искусство, 1966.

Залесский, В. О тех, кто с нами рядом / В. Залесский // Театральная жизнь. – 1959. – № 6. – С. 52–56.

Караганов, А. Когда автор молод: о пьесах «Дорога первых» и «Опасный спутник» / А. Караганов. // Театр. – 1954. – № 11.

Пименов, Вл. А всё-таки она вертится! : краткий обзор драматургии 1964 года. Несколько слов о последних пьесах А. Салынского и др. / Вл. Пименов // Вопросы литературы. – 1965. – № 3. – С. 3–9.

 

НАЗАД